Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Тренировочные задания, диагностические работы по функциональной грамотности
1. Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение https://media.prosv.ru/
2. Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение»
3. Электронный банк заданий по функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
3. Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
5. Банк заданий PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa
6. Мастер-классы PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa
7. Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii
8. Функциональная грамотность в современном образовании. Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности
1. Методические рекомендации СИПКРО для педагогов по формированию функциональной грамотности
2. Методические рекомендации для учителей и родителей
3. Рекомендации по формированию функциональной грамотности для учителей начальной школы
4. Рекомендации по формированию читательской грамотности
5. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя
6. Функциональная грамотность для педагога
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО - важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методического обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира http://www.centeroko.ru/
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся. Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Электронный банк заданий по функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Примеры открытых заданий PISA
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности PISA http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Примеры открытых заданий по математической грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf
Примеры открытых заданий по читательской грамотности PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
Документы
- Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»
- Приказ МО Оренбургской области от 17.09.2021 № 01-21/1502 Об организации работы по повышению функциональной грамотности
- Приказ отдела образования администрации Илекского района Оренбургской области № 211-р от 20.09.2021 г. "Об утверждении опорных площадок по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся"
- Приказ МБОУ Студеновская средняя школа от 20 сентября 2021 года № 67 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся»
Мероприятия
Яндекс-Учебник приглашает педагогов пройти марафон по функциональной грамотности https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Электронный банк заданий по функциональной грамотности https://fg.resh.edu.ru/
Дополнительная информация